Кения

Как выглядит отдых в Кении?


Если совсем коротко, то в Кении вы обычно занимаетесь комбинацией следующих вещей:

Больше супер-интересных активностей нет. Да, можно сходить в музей, в знаковый ресторан, на кофейную плантацию, но все эти вещи используются просто, чтобы заполнить эфир. Практически в любой другой стране мира и еда вкуснее, и музеи интереснее. За что любят Кению - так это за обалденный животный мир и за сафари-парки. Отдельным пунктом стоит выделить отель - Жираф манор. Читайте о нем в отдельной заметке.

Первое с чего стоит начать планирование - это определиться с сезоном. Для этого мы подготовили статью. Также важно о правилах въезда в Кению (актуально на момент января 2022)

Переходим к главному - к сафари. Рассмотрим самый частый кейс. Назовем его:
Кения на джипе по национальным паркам

Для 90% туристов, посещающих Кению, все выглядит так: вы садитесь в специализированный сафари-автомобиль в первый день и весь отпуск проводите в нем с перерывами на еду и сон:)


В Кении распространены 2 типа автомобилей:

Минивен с откидной крышей
Минивен с откидной крышей
Сафари-джип с откидной крышей
Сафари-джип с откидной крышей

За рулем строго-настрого гид, туристов за руль не пускают. Минивен менее комфортный (меньше места, подвеска хуже, чаще застревает в грязи), но зато раза в 2 дешевле джипа.


Внимательный читатель на этом моменте заметит, что залог успешного отдыха в Кении – это хорошая машина и хороший гид. Если у вас плохое авто и грустный гид, а с ними вместе вы проводите 95% времени, то и впечатления будут соответствующие. Мы не знаем, какой дать совет, чтобы вы могли выбрать хорошего гида и транспорт. Но вы можете почитать, как это происходит у нас


Итак, вы в автомобиле и колесите по сафари-парку с гидом. Иногда сафари называют Game Drive. Game в данном контексте переводится как дичь, а не игра. Под сафари-парком мы понимаем национальные сафари-парки. В Кении это Тсаво, Амбосели, Накуру, Самбуру Масаи-Мара (читайте наш обзор парков Кении) и парочка более мелких парков. В Кении также распространены частные концессии, но о них речь пойдет ниже.


Самое главное про сафари: это безопасно. Можно с детьми от 0 лет, реально прям с грудничками. Никто вас не съест. Читайте отдельную статью про безопасность сафари (статья про безопасность в целом, не только про кенийские гейм драйвы).


Распорядок дня строится примерно так: завтрак (в темное время, ранним утром), потом начало сафари с первыми лучами солнца. На обед вы возвращаетесь в отель, релакс и обед. Во второй половине дня снова сафари и засветло вы возвращаетесь в отель на ужин и сон. Все сафари проводятся только в светлое время суток, самым лучшим считается сафари в утренние и вечерние часы

Иногда вы проводите на сафари целый день. Гид берет с собой ваш обед из отеля и накормит вас на природе в районе полудня в какой-либо живописной локации прямо в сердце парка.


Кроме оплаты самого джипа/минивена с бензином, услуг гида-водителя, его проживания, питания, вам нужно будет оплатить входные билеты в парк. По сравнению с ЮАР/Намибией/Ботсваной, ценники кусаются. Входной билет на 24 часа в Мару стоит 80 USD на взрослого, в Амбосели – 60 USD (цены приведены на январь 2022).

Важный момент - это чаевые. Гиды в Кении сидят на очень скромном окладе, около 100 USD в месяц. Поэтому живут они только за счет чаевых от туристов. Рекомендуется в день оставлять по 5-10 USD с человека. Если этих денег не оставить, то это приводит к самому настоящему конфликту. Можно не оставлять деньги каждый день во время многодневного сафари. Чаевые можно оставить в финальный день, но лучше предупредить об этом вашего гида в конце первого дня.


В джипе и в минивене во время сафари крыша всегда приподнята. На ходу через нее попадает воздух и в салоне становится прохладно. А иногда и откровенно холодно. Особенно утром. Если вы возьмете в Кению шорты и футболки, вы очень сильно пожалеете. Утепляйтесь, вплоть до шапок и шарфов. Именно поэтому в сафарийных авто нет кондиционера. Но вы, скорее всего, этого даже не заметите.


Ваш гид-водитель, гуру животного мира, одним полушарием крутит руль, другим пробует приметить животных. Он на связи по рации с другими гидами-водителями, кто тоже находится в парке. Как только один из гидов встречает кого-то интересного: льва, гепарда или еще кого, он сообщает другим гидам по рации. Все мчатся на точку, чтобы показать своим туристам животное. В допандемийные времена очередь за львом в высокий сезон могла состоять из 30-40 джипов. Сейчас все гораздо лучше и свободнее. Других джипов вы практически не замечаете, в очередях почти не стоите.


В национальных парках вы передвигаетесь по дорогам. Гиду уезжать с дороги запрещено. В Амбосели дорог мало, их явно видно и это часто мешает вам приблизиться к желанному животному на комфортное расстояние. В Маре действует аналогичное правило, но самих дорог там гораздо больше. Что порой дает возможность увидеть условного леопарда на расстоянии вытянутой руки.

Когда вы приблизились к животному, самое время воспользоваться откидной крышей, высунуть туда голову + телефон/фотоаппарат и снимать. Иногда животное от вас далеко, на этот случай рекомендуется иметь телевик/бинокль.


Животные в парках есть всегда. Почему-то бытует стереотип, что много животных в Кении только в период Великой Миграции. Друзья, мигрируют только антилопы гну и немного зебры. Все остальные, самые «лакомые» для туриста животные (кошечки, прочие хищники, жирафы, буйволы, бегемотики), находятся в парках постоянно и не бегут сломя голову через всю Африку каждый год.


Выходить из джипа во время сафари строго запрещено, вплоть до отзыва лицензии у сафари-оператора, в котором работает ваш гид.

Тем не менее, иногда выходить можно. В местах для обедов-пикников и в туалет. В туалет обычно все ходят или на летных полях (все парки утыканы летными полями для малой авиации) или в отелях по пути. Если вам захотелось в туалет, то часто нужно потерпеть 20-30 минут. Начинать сафари пивом - плохая стратегия. Через час вы взбесите гида и всех ваших попутчиков:)


Само сафари в Кении великолепное. Это мировой ТОП. Считается, да и с этим мнением сложно не согласиться, что в Кении и Танзании самые лучшие парки для наблюдения за животными. Животных много, природа великолепная:)


Сафари на джипе в национальных парках можно разнообразить другим видом сафари - сафари на воздушном шаре. Очень распространено в Мара, потихоньку начинает приобретать популярность в парке Амбосели (читайте личный опыт по сафари на шаре). Стоит дорого - 450 USD с человека. Это самый дорогой полет на воздушном шаре. Мексика, Мьянма, Каппадокия, Марокко, Луксор – во всех этих местах прогулка на шаре стоит ощутимо дешевле Кенийского варианта.


Многих волнует вопрос связи во время сафари. Места, казалось бы, дикие и вы обречены на оффлайн. Но нет, во многих местах добивает 4G. Вам остается лишь купить SIM-карту или же уговорить вашего туроператора поставить в авто WiFi роутер.


Где живут во время сафари


День сафари в джипе в национальных парках с годными комфортными отелями обойдется в среднем в 400 USD на человека. Как мы и говорили выше, это самый распространенный вариант сафари в Кении. Он отличный, им пользуется большинство туристов. Но у него есть следующие особенности:

  • вы передвигаетесь по национальным паркам и не попадаете в приватные концессии
  • у вас один автомобиль и гид на всю поездку. Если гид или авто плохое, то путешествие будет подпорчено
  • между парками вы перемещаетесь на том же автомобиле. Расскажем про этот пункт более подробно
Перемещение из парка в парк
Если вы посмотрите на карту Кении, то увидите, что парки находятся на приличном расстоянии друг от друга. Амбосели и Тсаво справа от Найроби. Масаи Мара, Накуру и Найваша – слева. Самбуру сверху.

Парки связаны между собой самыми обычными кенийскими дорогами. Дороги в Кении хренового качества, как правило 2 полосы. Много трафика, фур, кочек, выбоин. Ехать некомфортно, воздух загазован, на обочинах срач. А вы едете на тяжелой машине, лихо обгонять не получается. Переезды являются некой ложкой дегтя, особенно если вы плохо переносите дорогу. То тряска, то пробка, то пересечение речки:)

Багаж едет с вами всегда. Он находится в задней части джипа в специальном отделении. Если у вас джип битком набит туристами, то вам нужно брать с собой багаж в мягких сумках. Иначе в багажное отделение он просто не поместится.


Альтернатива переездам на авто - это малая авиация. В Кении она шикарная. Много авиакомпаний, здоровая конкуренция, отличные самолетики даже для такого аэрофоба как я. Бывают регулярные и чартерные рейсы.

Регулярные рейсы обычно не видно в агрегаторах авиабилетов. Вам нужно зайти на сайт кенийской авиакомпании и купить билеты там. Регулярные рейсы летают по принципу маршрутки. Если вы летите из парка Масаи Мара в Найроби, то самолет может только в Маре сделать 4-5 взлетов и посадок. Например, он стартует из летного поля Mara Kichwa, садится в Mara Keekorok, забирает пару туристов там, потом в Mara Ol Kiombo, забирает вас и когда все туристы со всех летных полей Мара собраны, вылетает в Найроби. Но даже это приятнее, чем 6 часов на автомобиле:) От вас в этом вопросе требуется сноровка по поиску летного поля, ближайшего к вашему отелю. Можно нагуглить, можно спросить в отеле или озадачить этим вопросом турфирму, которая готовит вам тур.


Летные полосы, где садится самолет, как правило, находятся внутри парков. Это просто относительно ровная полоска земли посередине буша. Порой к ней прилагается будка с туалетом типа «сортир». Какого-то вахтера или стюарда там нет, только животные кругом. Очень желательно, чтобы по прилету вас кто-то встретил и, желательно, без опозданий. Иначе сожрут и отпуск будет испорчен))


Маршруты, в основном, связывают Найроби и парки. Типа Найроби - Масаи Мара, Найроби - Амбосели, Найроби - Самбуру, Найроби - морюшко. Но нет рейса из Амбосели и Мару и наоборот. Нет рейса из Мары в Самбуру, но есть из Самбуру в Мару. На Накуру вообще нет регулярных рейсов, только чартеры. К слову о чартерах.


Приватные чартеры (когда в самолете только ваша семья/команда и пилот) тоже хорошо развиты  в Кении и стоят вменяемых денег. Дороже автомобиля, но адекватно дороже. В Перу часовой полет чартера может стоить и 20 000 USD, в то время как в Кении вы его купите за 2000 USD. На больших группах (10-12 человек) порой чартеры выходят дешевле регулярных рейсов. Кроме функции перевозки из точки А в точку В, чартеры могут нести и экскурсионную функцию. На рейсе из Амбосели в Мару можно пролететь мимо Килиманджаро, посмотреть множество интересных и живописных локаций близ границы с Танзанией.


Мы плавно переходим к другому популярному формату сафари в Кении, так называемые

Fly-in safaris 

Это некая комбинация джипов и самолетов. Самолетик привозит вас в парк, в парке вас встречают представители отеля, сажают в джип, вы несколько дней делаете сафари, возвращаетесь на летное поле, летите в другой парк и там история повторяется.

Ценники за день такого тура идут от 1000 USD и до условной бесконечности.


Часто сафари-джип, на котором вас встречают и делают сафари, принадлежит именно отелю. За рулем гид-водитель. В Luxury гостишкам ему помогает трекер. Трекер с детства обучен замечать самые тонкие признаки присутствия животных. Он подсказывает гиду-водителю куда ехать, чтобы шансы найти желанного зверя были максимальными.

Сафари-джипы в дорогих отелях выглядят иначе, не похожими на стандартные кенийские сафарийники. Они открыты с боков (так еще холоднее, чем в джипе с откидной крышей). То есть ничего не мешает гепарду или леопарду запрыгнуть прямо вам на колени. Но даже если произойдет, вас не укусят. Потому что на сафари безопасно. Если в машину заберется гепард, ты вы станете героем YouTube с миллионами просмотров, как вот эти парни.

Даже в самых дорогих отелях, где ночь стоит 4000 USD, сафари предлагаю по принципу shared. То есть в джипе с вами будут другие гости отеля. Хотите приватно - легко! Но будьте так любезны оплатить 450 USD в день за частное использование джипа.


Дорогие отели могут находиться как в национальных парках, так и в приватных концессиях. Бюджетных отелей в приватных концессиях нет. Расскажем про это явление в Кении поподробнее.



Сафари в приватных концессиях 

Представьте, что есть земля, где бродит куча зверей. Государство выделяет клочок земли и говорит: «Вот этот клочок земли является национальным парком». Государство определяет границы, правила посещения этого «клочка» и тарифы, выделяет рейнджеров, которые следят за порядком и отстреливают браконьеров, платит им зарплаты и так далее.

В национальный парк можно въехать любому желающему, лишь бы он оплатил входной билет и был с аккредитованным гидом-водителем. Туристов в национальных парках дофига, рады там всем.


Национальные парки не огорожены. И вот идет лев вдоль незримой для него границы нацпарка и видит, что рядом представитель племени масаев пасет коров. Улучив момент, он ночью съедает корову. Прикинув в целом все плюсы, львы часто уходили за пределы парков, чтобы не напрягаясь охотится за коровами. Правда иногда масаи убивали львов за такие вольности, что приводило к сокращению популяции львов. Выход придумали такой: земли (communal lands) нескольких семей масаев объединить в некий конгломерат, в  так называемую приватную концессию. Львов в ней не трогать, коров убрать. Для концессии установить некие стандарты. Например, разрешено строить не более 6 отелей и в каждом не больше 12 номеров. Чтобы при полной загрузке на каждого туриста приходилось не менее 3 кв км площади концессии для проведения сафари. Пускать в концессию только тех, кто оплатил проживание в одном из её отелей. Брать с таких туристов деньги за входной билет на 24 часа, а также брать с отелей внутри концессии мзду - некоторый процент от их выручки.

Все счастливы. Масаям не надо пасти коров, деньги идут рекой. Львов никто не убивает, а туристы, у кого хороший бюджет, могут наслаждаться сафари практически без свидетелей в уютных бутиковых лоджах.


Так уж сложилось, что из-за наличия коров и прочих няшек, животных в концессиях порой больше, чем в самих нацпарках. Считается, что сафари в Mara North на голову выше сафари в нац парке Masai Mara, а в Naibosho conservancy максимальная концентрация львов в мире.


Владельцы концессий пошли дальше и разрешили разные типы сафари. Тогда как в обычном национальном парке разрешены только сафари по дорогам в светлое время суток и сафари на воздушных шарах, в частных концессиях можно:

  1. Делать ночные сафари (с прожектором)
  2. Делать пешие сафари. Увидели носорога, вышли из джипа, подошли к нему на ногах, запилили крутые фотки в инстаграм
  3. Сворачивать с основных дорог, чтобы поближе подъехать к животному и показать его во всей красе
  4. Наслаждаться сандаунерами. Сандаунер - это когда вы приезжаете на локацию с красивым видом, солнце стремится к закату. Из джипа выходит щедро сложенная сотрудница Марта, которая при желании могла бы накормить вас грудью. Но у нее есть кое что получше. Закуски, канапешечки, алкашечка. Она накрывает на капоте импровизированный стол, вы выпиваете и провожаете взглядом закат. Сей ритуал и называется сандаунер (sundowner)

Из неприятных ограничений в концессиях может стать ценник и отказ некоторых лоджей пускать на территорию или на сафари маленьких детей. Лоджи в концессиях часто не огорожены, у вашей палатки может уснуть лев. И если ребенка оставить без присмотра, то финал может выйти трагичным. Также из-за самой модификации джипа (открытые с боков) ребенок может высунуть руку, громко закричать или еще как-то привлечь хищное животное, что нежелательно.


В то время как большинство отелей внутри национальных парков пускают туристов на джипах из Найроби (у многих таковых отелей и транспорта своего нет), в частных концессиях только местные (концессионные гиды) уполномочены проводить сафари. Если вы за время вашего тура побываете в нескольких концессиях, то и гиды и транспорт у вас будут меняться от концессии к концессии.

Отдых на море

Раздел пока в стадии наполнения, но сразу закинем парочку мыслей. С пандемией почему-то очень большую популярность обрел Занзибар. Многие хотят совместить Кению с Занзибаром. Это немного муторная затея. Занзибар - часть Танзании, другая страна. Вам нужно купить международный перелет в Танзанию, оплатить визу, сделать прививку от желтой лихорадки, ПЦР-тест на вылет, кучу онлайн форм заполнить - в общем, пройти весь стандартный для нашего времени бюрократический адок по въезду в другую страну. Потом по самому острову достаточно мутная логистика, обратно надо вылетать, снова делать тесты, а Танзания с ними не дружит. Часто ПЦР-тест выполняют по 48+ часов.


А Кения ничем не хуже, даже лучше. В Кении 2000 км береговой линии того же самого индийского океана (где Занзибар). Белый песочек, круглый год температура воды от «теплой до парного молока». Лететь из Найроби всего 1 час. Пляжей много: Диани, Ватаму, Малинди. Минусы/Особенности кенийских пляжей те же, что и на Занзибаре: частые отливы океана и назойливые бич-бои. Бич-бои - это местные, которые настойчиво вам пробуют навязать всякую ерунду: массаж, экскурсию, декоративную фенечку или сувенир и так далее. Кстати, в Кении мы научились от них хорошо избавляться в некоторых отелях. Поэтому мы всегда рекомендуем совмещать сафари в Кении с пляжным отдыхом именно в Кении.