Как добраться на Итуруп

Откуда бы вы ни планировали поехать на Курильские острова, первым делом вам нужно отправиться на Сахалин, ведь именно этот остров является отправной точкой на Курилы и, в частности, на Итуруп.
Для начала нужно преодолеть перелёт на остров Сахалин (из Москвы 8 часов лёта). Прямые рейсы совершают авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия». Средняя стоимость билета в обе стороны 25 тысяч рублей на человека.

❗️ Важно знать, что на это направление отдельные категории граждан могут получить скидку в соответствии с программой субсидирования дальневосточных рейсов. Если вы не против лететь с пересадками, то можно выбрать S7 (с пересадкой в Новосибирске). Из регионов летают Aurora Airlines, Yakutia Airlines и IrAero.
Итуруп — самый легкодоступный остров из всей Курильской гряды. Но это не потому, что на него легко попасть, а потому, что на остальные вообще чёрт ногу сломит добираться.

Существует не так много способов попасть на Итуруп с Сахалина, а точнее всего два: пароход и самолёт.
Самолёт
Безусловно, это наиболее комфортный выбор среди имеющихся. Всего час в полёте — и вы уже в Курильске! К слову, аэропорт здесь хоть и маленький, но довольно цивилизованный.

Местные рассказывают, что раньше у них был всего один пилот и самолёт, который летал только тогда, когда пилот был трезвый. И бывало, что люди собрались в аэропорту, хотят лететь, а пилот «не в настроении». Иногда неделями приходилось ждать, пока самолёт вылетит.

Аэропорт «Ясный» в Курильске, Итуруп

Во-первых, летает всего одна авиакомпания «Aurora Airlines». Она совершает рейсы из аэропорта Хомутово (Южно-Сахалинск) по направлению Ясный (Курильск, Итуруп). Эти рейсы также входят в программу субсидирования, но обычная цена колеблется в районе 13−15 тысяч рублей на человека в обе стороны.

Так как вариантов добраться до Итурупа не так уж много, то эти рейсы часто выкупаются местными, как только появляются в продаже, поэтому за ними нужно следить и сразу без раздумий покупать.

Ещё один скользкий момент — это военные. Курилы и Итуруп, в частности, являются пограничной зоной, а потому здесь много военных частей и, соответственно, военных. Им также нужно передвигаться, ездить в командировки, отпуска и прочее. Поэтому для них выделяется определённое количество мест на этих рейсах, которые также значительно уменьшают шансы простых смертных урвать себе местечко.
Стандартный период публикации расписания на «лето» (апрель - октябрь) – это конец января – февраль. «Зимнее» расписание (на ноябрь – март) выкладывают в конце сентября – октябре.

Кроме того, Аврора — довольно непростая компания в плане коммуникации и клиентоориентированности. Поэтому вернуть билет можно только со штрафом, обмен невозможен в принципе.

Зато сервис на борту отличный: приветливые стюардессы, чисто, предоставляются напитки, можно заказывать по меню алкоголь и снеки — и всё это за час в воздухе. Да и сами борта неплохие, довольно комфортные, хоть авиапарк у компании не очень обширный.

Ссылка на авиапарк «Авроры».

Второе, это погода. Пусть вам удалось купить билет, но всегда помните, что в этом краю всё зависит от погоды. Случается, что рейсы переносят из-за того, что сильный ветер (даже тайфуны бывают), грозы, слабая видимость, туман и т. д. Перенос может быть на час-два, а может, и на сутки, и даже больше. На нашей практике пока максимальная задержка была на сутки.

❗️ Поэтому лучше закладывайте запасной день на случай непогоды. И если вы видите, что всё идёт к отмене рейса, первым делом бронируйте себе номер в отеле. Хороших мест не так много в Южно-Сахалинске, а на Итурупе так вообще кот наплакал и все они забиваются под завязку мгновенно.
Паром
В сериале «Друзья» Моника как-то пошутила, что «Брак — это не для всех». Так вот в нашем случае «Паром — это не для всех». Смотришь на расписание и кажется, будто всё чин-чином. Но на деле море — это самая непредсказуемая и зависимая от погоды вещь. И шансов воспользоваться купленным билетом примерно 50/50.

Летом расписание относительно прочно держится, пароход ходит два раза в неделю, но в холодные месяцы его, по сути, не существует. Всё сводится к тому, что как только распогодится — объявляют подачу судна, посадку и отправление. Счёт ведётся порой даже не на дни, а на недели.

И если раньше по этому направлению работало несколько судов, то сейчас остался только пароход «Игорь Фархутдинов».

Пароход “Игорь Фархутдинов”

Продажи билетов открываются за 30 дней до предполагаемой даты отплытия. Раскупают их быстро, так как цена на них в 2 раза ниже, чем на самолёт, а также нет ограничений по багажу, чем безбожно пользуются местные жители. Купить билеты онлайн можно на сайтах:

rfbus.ru
sakhpasflot.ru

На сайтах в строке поиска необходимо ввести Корсаков порт (Сахалин) — Курильск порт (Итуруп).
Информацию о навигации, наличии билетов и других нюансах можно получить в справочных Морвокзалов:

  • Телефон в Корсакове + 74 243 522 352
  • Телефон в Южно-Курильске +74 245 521 661

Перед отплытием обязательно нужно распечатать билет и предъявить паспорт. Цена билета зависит от уровня комфорта каюты и начинается от 3000 рублей за человека.
Следует пароход до Кунашира и по пути заходит на Шикотан и Итуруп. Иногда он движется по часовой стрелке и после Корсакова идет сразу в Курильск, а иногда против часовой и первым делом заходит на Кунашир и Шикотан.

❗️ Будьте внимательны и уточняйте при покупке билета, чтобы не провести в пути лишние сутки. В среднем при хорошей погоде до Итурупа путь занимает 18 часов.

Схема движения теплохода

Как видите, немало времени нужно будет провести на судне. Стоит учитывать, что судно хоть и довольно бодрый пенсионер, но всё же не круизный лайнер, а, скорее, рабочая лошадка. Это классический советский теплоход ледового класса и интерьер сохранился соответствующий.

Всё скромно, но аккуратно. Питание не входит в стоимость билета и относительно недешёвое (например, суп 250 рублей, горячее 550 руб.). Да и по отзывам, не самое вкусное.
Каюты

Каюты разнятся классом и удобствами.
  • Самый низкий класс — четвёртый, больше похож на вагон поезда.
  • Но уже даже третий выглядит симпатично и вполне прилично.
  • Каюты первой категории бывают 1- или 2-местные со своим туалетом и ванной.
  • В каюте категории «люкс» могут проживать двое пассажиров. Она состоит из спальни, гостиной и ванной комнаты.
В целом, если вы готовы к приключениям и превратностям судьбы, располагаете временем, то вариант с пароходом очень даже неплох. Особенно если учесть, что по пути можно увидеть вот такие шикарные виды, которые настоят вас на курильский лад.
Остались вопросы? Свяжитесь с нами любым удобным способом.